История паркета
Зарождение паркета в Европе
Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце XIII — начале XIV столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Полы в жилых помещениях покрывались более скромно — досками, которые были сработаны грубо и однотипно, могли быть покрыты лаком или краской. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы. Так возник штучный паркет. В Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати.
Паркет в России в XVI столетии
Первыми паркетными полами в России были полы из художественного паркета, щитового паркета, штучного паркета («дубовые кирпичи») и массивной паркетной доски. История паркета в России начинается приблизительно с XVI столетия — когда помимо настилаемых дощатых полов, состоящих из больших массивных досок во всю длину помещения, начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «ёлочкой». Их выкладывали на грубо сработанное основание из мягких пород древесины — преимущественно сосны.
Паркет в России в XVII столетии
В XVII столетии в России паркет настилали на известковое основание, замазывая швы между паркетинами известью, замешанной на смоле. По краям стен выкладывали дубовые бордюры. Подобного рода паркет укладывали и немного ранее — примером могут послужить полы в Дмитровском соборе, что во Владимире, храма Василия Блаженного, Донского монастыря в Москве. Тогда была особо популярна резьба по древу, что послужило основой для дальнейшего развития художественного паркета. Но нельзя сказать с полной точностью, что резьба по древу была присуща только этому историческому периоду — она начала своё развитие и становление ещё в XV—XVI столетия, достигнув именно к этому времени необычайно высокого уровня искусства. Более всего пользовались популярностью «дубовые кирпичи» (клепки из дубовой древесины), которые и составляли дворцовые полы.
Паркет в России в XVIII столетии
На Руси в те времена была широко популярна резьба по дереву, которая дала толчок для зарождения и развития художественного паркета на российских землях. Сначала он изготавливался русскими мастерами-паркетоукладчиками на щитовой основе (щитовой паркет). Самым востребованным размером являлись щиты величиной два на два аршина, что в пересчёте на современные единицы длины равно 1,42*1,42 метра. Намного реже встречался щитовой паркет, уложенный на щиты величиной 1,5 на 1,5 аршина (1,07*1,07 метра соответственно) и 5 на 3 аршина (3,55*2,13 метра в пересчёте на современные единицы измерения пространства)[2]. Художественный паркет выполняли обычно 2 способами — интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах[3]. Изготовлялся деревянный настил и методом расколотых по всей длине бревен. Подчас они настилались прямо на глинобитные полы (особенно в южных регионах), но также крепилась к балкам и гвоздями из дерева.
Петр Великий, закрыв Оружейную палату в Москве (в 1711 году мастерские при ней занимались художественной резьбой по дереву) перевёл всех умельцев на работы в С.-Петербург — для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы[4]. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решётку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.
К завершению XVIII столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности в России был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведённые из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности. Примером может послужить паркет Муранова, Архангельского и Останкина, полы в Кускове (в музее-усадьбе) и в Останкинском дворце-музее. В целом мастера-паркетоукладчики использовали в работе свыше 50 пород древесины.
Паркет в России в XIX—XX столетиях
Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов). К примеру, в 1823 году архитектор России поручил настилку паркета в Михайловском дворце Степану Тарасову, выходцу из Охты и его товарищам. В дальнейшие годы XIX столетия архитектор Стасов пригласил для работ в Зимнем и Екатерининском дворцах охтенских умельцев — Степана Тарасова, Федора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова и других мастеров.
Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле — в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.